Советы дефектолога

Развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста

16.02.2023
По мнению В.П. Зинченко зрительная память — это довольно важный вид памяти на нем выстроена долговременная и кратковременная память, людям надолго легче запомнить информацию, которую они хоть один раз видели.
развернуть

Под "зрительной образной памятью" принято понимать мнемическую деятельность для которой характерна способность длительного хранения зрительной информации.
С точки зрения А.Н. Леонтьева образ - это предмет, сохраняющий отпечаток в зрительной памяти. Это суммарное представление об окружающей действительности, образующееся в ходе поступления и обработки информации посредством восприятия через органы чувств
Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:
• запоминание
• сохранение
• припоминание
• узнавание
• воспроизведение
Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.
Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть, как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.
Припоминание – процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.
Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.
Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.
Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.
Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте
Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.

свернуть

Коррекция дизартрии

09.02.2023

                    Комплекс №1 

1.Релаксационная гимнастика:

    а). упражнение для рук(Стоя. Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью кисти рук);

    б).упражнение для туловища(Сидя прямо, локти на бёдрах. Свободно наклониться вперёд, голова опущена, расслабиться. Руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнять лёгкие покачивания корпуса из стороны в сторону);

    в).упражнение для ног(Лечь на спину. Ногами с усилием упереться в стену, затем расслабиться);

  г).упражнение для шеи(Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться);

 

2.Коррекция артикуляционных нарушений:

    а).тренировка мышц нижней челюсти(Открыть рот и закрыть);

  б).тренировка губ(Поочерёдно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и нижние зубы);

  в).тренировка мышц языка(Расслабление и распластывание языка в форме «лопаты», при этом язык лежит на нижней губе);

    г).тренировка мышц глотки и мягкого нёба(Позёвывать с открытым и закрытым ртом);

     д).упражнение для мимических мышц(Опустить углы рта вниз при закрытом рте);

 

 

 

3.Коррекция дыхания:

   а).упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха(Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки. Сделав глубокий выдох, плавно вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая вашу руку. Грудная клетка при этом должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Проделать 3-5 таких плавных ритмических дыханий).

 

4.Развитие голоса:

 а).развитие высоты голоса(Ребёнку предлагается прослушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и соотнести с картинкой, изображающей животных и их детёнышей или предметы разной величины. Предварительно объясняют, что у животного, например, собаки, голос «толстый», т.е. низкий, а у щенка-«тонкий», т.е. высокий;

инструкция: «Послушай и скажи, кто так голос подаёт?»

АВ             собака                      АВ             щенок

МУ            корова                      МУ            телёнок

МЯУ          кошка                       МЯУ         котёнок

У               пароход большой     У               кораблик маленький

О               медведь                      О               мишутка

 

5.Развитие тонкой моторики (катание мяча по наклонной плоскости ладонью).

                                                

                 

               Комплекс №2

1.Релаксационная гимнастика:

  а).упражнение для рук(Стоя или сидя. Руки с напряжением развести в стороны, пальцы растопырить. Поочерёдно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно уронить вниз, выполнить маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания);

  б).упражнение для туловища(Стоя. Повороты туловища с круговыми вращениями руками(«мельница»);

   в).упражнение для ног(Сидя. Выпрямить ноги с напряжением(потягивание), затем расслабить);

  г).упражнение для шеи(Сидя. Медленно поворачивать голову, не поднимая её, справа налево и слева направо);

 

2.Коррекция артикуляционных нарушений:

  а).тренировка мышц нижней челюсти(Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, вернуть в исходное положение);

  б).тренировка губ(Оттягивать уголки рта в стороны, вниз, затем вытягивать губы вперёд хоботком. Сначала имитация, затем произнесение звуков и-у-о-а);

 в).тренировка мышц языка(Расслабление и распластывание языка в форме «лопаты», при этом язык лежит на нижней губе; поднимаем язык к верхней губе);

    г).тренировка мышц глотки и мягкого нёба(Произвольно покашливать);

   д).упражнение для мимических мышц(Растянуть углы рта в стороны («в улыбку») и расслабить. Улыбаться с закрытым и открытым ртом);

    е).артикуляционная гимнастика.

 

           

3.Коррекция дыхания:

   а).упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха(Лёжа на спине. После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперёд и развести их вверх и в стороны. Повторить 3-6 раз);

 

4.Развитие голоса:

(Покажи, как гудит большой пароход, самолёт и т. д., как подают голос животные и их детёныши

 

У         большой (низкий)        У                высокий голос  

            Голос                             О

А                                                 А

О                                                 МУ            телёнок

МУ                                              АВ             щенок

АВ                                               МЯУ          котёнок

МЯУ                                     

                    

5.Развитие тонкой моторики:

(Сжимание резиновых игрушек, наполненной водой спринцовки).

                  

 

                   Комплекс №3

1.Релаксационная гимнастика:

      а).упражнение для рук(Стоя или сидя. Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем бросить свободно вниз с наклоном корпуса вперёд);

       б).упражнение для туловища(Сидя на краю стула. Туловище немного наклонить вперёд. Свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами);

   в).упражнение для ног(Сидя. Выпрямить напряжённые ноги, развести в стороны, уронить расслабленные);

       г).упражнение для шеи(Стоя или сидя. Руки поднять. Пальцы согнуть в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение);

 

2.Коррекция артикуляционных нарушений:

    а).тренировка мышц нижней челюсти(Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение. Повторить);

       б).тренировка губ(Утрированно имитировать произнесение звуков п-б);

    в).тренировка мышц языка(Поднять боковые края языка к верхним коренным зубам до образования по центру желобка);

    г).тренировка мышц глотки и мягкого нёба(Имитировать полоскание горла жидкостью с запрокинутой головой);

      д).упражнения для мимических мышц(Нахмурить брови, расслабить).

 

 

3.Коррекция дыхания:

 а).упражнение для воспитания навыков правильного полного вдоха(Упражнение следует делать в исходном положении лёжа 5-6 раз подряд. Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком весом максимум в полтора- два килограмма и размером 50х20 сантиметров. Мешочек положить на живот.

Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении, движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить).

 

4.Развитие голоса:

(«Голосовая  горка»; «Попробуй не ногами, а голосом подняться по ступенькам, а потом голосом спуститься вниз. Когда голос поднимается по ступенькам, он будет повышаться и становиться тоньше. Когда голос будет спускаться вниз по ступенькам, то он будет становиться ниже. Сначала со звуком А, а потом О, У».    

 

 

5.Развитие тонкой моторики:

(Ударять по воздушному шару, подвешенному к потолку (кулаком, ладонью, указательным пальцем).

 

               Комплекс № 4

1.Релаксационная гимнастика:

    а).упражнение для рук(Сидя. Опереться руками на сиденье с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе. Расслабиться с наклоном корпуса вперёд. Затем мягко выпрямиться на стуле);

 б).упражнение для туловища(Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание»(«тряпичная кукла»);

 в).упражнение для ног(Стоя. Пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением);

  г).упражнение для шеи(Стоя. Голову отвести максимально назад, руки поднять, локти развести в стороны, ладони зафиксировать на лбу. Медленно произвести наклон головы вперёд. Преодолевая сопротивление рук. Напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться).

 

2.Коррекция артикуляционных нарушений:

   а).тренировка мышц нижней челюсти(Круговые движения нижней челюсти);

   б).тренировка губ(Многократно произносить сочетания губных согласных МБ, БМ, ПМ, МП и губно-зубных ВМ, МВ, БВ, ВБ и др.);

  в).тренировка мышц языка(Поднять узкий язык вверх, опустить его вниз, «крестообразные движения», скольжение кончика языка по твёрдому нёбу в форме крючка. Губы и челюсти неподвижны);

     г).тренировка мышц глотки и мягкого нёба(Надувать щёки при зажатом носе);

    д).упражнение для мимических мышц(Поднять брови, расслабить).

 

3.Коррекция дыхания:

 а).упражнение для воспитания навыков правильного выдоха(«Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щёки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица).

 

4.Развитие голоса:

   а).развитие высоты голоса(«ЭТАЖИ». Выбирается любое односложное слово из трёх звуков (бом, дом, …). Логопед произносит его максимально низко, затем предлагает ребёнку произнести его чуть выше, затем сам произносит ещё выше и т.д. Упражнение можно сопровождать показом картинки дома или подъёмом на лестницу).

 

5.Развитие тонкой моторики(«Весёлые маляры». Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу, производятся движения кистями по направлению вверх-вниз).   

 

 

 

                Комплекс № 5

    1.Релаксационная гимнастика:

     а).упражнение для рук(Стоя. Отвести руки в сторону или вперёд. Упереться ладонью в стену с усилием. Расслабиться. Вернуться в исходное положение);

      б).упражнение для туловища(Стоя. Имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после её опускания);

     в).упражнение для ног(Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног, при напряжённых мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги);

      г).упражнение для шеи(Стоя. Голову отвести максимально назад, руки поднять, локти развести в стороны, ладони зафиксировать на лбу. Медленно произвести наклон головы вперёд. Преодолевая сопротивление рук. Напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться);

    д).упражнение для органов артикуляции(Попеременно высовывать узкий, напряжённый язык («жалом») и широкий, расслабленный («лопатой»).

2.Коррекция артикуляционных нарушений:

   а).тренировка мышц нижней челюсти(Открыть рот с одновременным выдвижением нижней челюсти вперёд, вернуться в исходное положение);

  б).тренировка губ(Лёгкое массажирование верхними зубами нижней губы, затем нижними зубами - верхней губы);

   в).тренировка мышц языка(Быстро высовывать язык наружу, затем подтягивать за нижние зубы. Губы и челюсти неподвижны);

  г).тренировка мышц глотки и мягкого нёба(Произносить звуки с позёвыванием: И, Е, Я, Ю);

   д).упражнение для мимических мышц(Прищурить один глаз, затем другой).

 

 

3.Коррекция дыхания:

    а).упражнение для воспитания навыков правильного выдоха(Проделать упражнение «Фиксированный выдох» с мысленным счётом, распределить длину выдоха на 10-12-15 и более секунд0;

    б).упражнение для формирования навыков носового дыхания(Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами – вдох, похлопывать средними пальцами по ноздрям – выдох).

4.Развитие голоса:

               а).упражнение на развитие высоты голоса(Покажи, как укачивают ребёнка, куклу.

            А                    А                   А                  А

         

А                     А                    А                 А                   А

 

«Покажи, как стучат часы».

ТИК                    ТИК                   ТИК                 ТИК

 

              ТАК                     ТАК                 ТАК

 

«Покажи, как звенит колокол».

ДИНЬ             ДИНЬ               ДИНЬ              ДИНЬ

 

            БОМ               БОМ                  БОМ

 

Примечание: активно используется помощь в виде движений руки логопеда, которые указывают, вверх поднимается или вниз опускается голос.

5.Развитие тонкой моторики(«Трусливый зайка». Локти опираются на стол, указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные плотно прижаты к ладони, производятся движения кистями по направлению вверх – вниз).

 

свернуть

Игра на тему "Одежда"

05.01.2023

Массаж карандашами в логопедической коррекции

08.12.2022
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.
развернуть

В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный  массаж, заключающийся в сгибании и разгибании  пальцев годовалого малыша,  вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Яркий пример тому –   потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается.

В этой методической разработке вы найдете эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа. Но это не совсем обычный массаж. Массажные движения выполняются с помощью хорошо знакомого детям предмета – карандаша. Все родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами,  помассировать ладони и пальцы?

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша,  способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Вводная беседа:

 

Мой маленький друг!

 

В твоем доме, конечно, живут карандаши. Посмотри, как их много и какие они разные: длинные, короткие, тонкие, толстые, круглые, шестигранные, разноцветные… Ты рисуешь карандашами замечательные картинки – яркие и веселые. А что еще умеют делать карандаши? Правильно, карандаши в твоих руках умеют раскрашивать предметы на рисунках, обводить контур, штриховать, писать буквы и цифры. А знаешь ли ты, что карандаши могут играть с твоими пальчиками? И это очень полезные игры. Ведь скоро ты пойдешь в школу, будешь учиться красиво и аккуратно писать в тетрадке. Нужно, чтобы твои пальцы стали ловкими, подвижными и умелыми. Возьми свои карандаши и поиграй с ними. Веселый Карандаш желает тебе успехов!

                                

 

 

 

 

 

свернуть

«ЧТО ТАКОЕ ИНКЛЮЗИЯ И ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?»

04.11.2022

Пальчиковые игры по лексической теме "Дикие животные"

04.11.2022

 

                                ДИКИЕ   ЖИВОТНЫЕ

 

                                      

                                        ГДЕ ЖИВУТ ЗВЕРИ?

 

 

 

У лисы в лесу глухом                              Дети загибают пальцы на обеих руках по одному

Есть нора — надежный дом.                   на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели

Белочки в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

 

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней,  коры,

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,                        Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о

Всем тепло, уютно в нем.                        друга кулачками обеих рук.

 

 

 

 

                                            

 

                                              

                                           В  ЛЕСУ

- Мальчик с пальчик,

Где ты был?

                    (4 раза сгибать большой палец левой руки.)

- Долго по лесу бродил!

 

                    (4 раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

           (Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

                  (4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)

                                                                                                                           

 

 

свернуть

КАК РАБОТАТЬ СО ЗВУКАМИ!

13.10.2022

1. Проговорите звук совместно с ребенком.

2. Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.

3. Используете ли вы голос при произнесении этого звука.

4. Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.

5. Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.

6. Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.

7. Данную букву можно нарисовать, выложить из палочек или других подручных материалов.

8. Найти букву в словах (формат слов должен быть не менее 20 шрифта)

9. Придумайте игры со звуком, над которым работали. (кто больше назовёт слов назовёт со звуком....слова на звук.....слова, котрые заканчиваются на данный звук).

УДАЧНОГО ВАМ ВРЕМЯ ПРЕПРОВОЖДЕНИЯ С ВАШИМ РЕБЁНКОМ!

свернуть

Занятия с дефектологом

01.09.2022
Ежегодно наблюдается увеличение детей с ОПФР. В Полоцке и Полоцком районе 10,4% детей- дети с ОПФР от всех рождённых. На данный период это 21 103 ребёнка с нарушениями различного генеза. В банке данных находится 2 200 детей
развернуть

С 1 сентября по 15 сентября будет проводится дефектологами диагностическое прослушивание детей и составления плана работы на учебный год. Занятия начнутся с 16 сентября по расписанию. Дни занятий будут написаны в папках с домашним заданием. 

Зачем логопед задаёт домашние задания?

          Успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.

Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей папке преемственности под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию дефектолога дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Задания могут включать в себя следующие разделы: (задания индивидуальны для каждого ребёнка)

1- артикуляционная гимнастика, даются упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

В дальнейшей работе добавляются и меняются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3

С 1 сентября по15 сентября будет проводится дефектологами диагностическое прослушивание детей и составления плана работы на учебный год. Занятия начнутся с 16 сентября по расписанию. Дни занятий будут написаны в папках с домашним заданием. (24.09.2021)

Зачем логопед задаёт домашние задания?

          Успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.

Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей папке преемственности под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию дефектолога дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Задания могут включать в себя следующие разделы: (задания индивидуальны для каждого ребёнка)

1- артикуляционная гимнастика, даются упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.

В дальнейшей работе добавляются и меняются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

2- серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

3- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без; это рассказы-описания по плану; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

2- серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

3- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без; это рассказы-описания по плану; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

свернуть

График работы учителей - дефектологов ПКПП на 2022-2023 учебный год.

01.09.2022

Голубева Лариса Анатольевна

 

Понедельник.

 

08.00 – 12.30

 

 

Вторник.

 

08.00– 13.00

15.00 – 17.00

 

 

Среда.

08.00– 13.00

15.00–17.00

 

Четверг.

08.00– 13.00

15.00–17.00

Консультативное время

13.30-14.30

 

Пятница.

 

08.00–12.30

 

 

Корбут Ирина Геннадьевна

 

 

Понедельник.

 

08.00 – 13.00

 

 

Вторник.

 

15.00 – 17.00

 

 

Среда.

08.00– 13.00

Консультативное время

13.00-14.00

 

Четверг.

 

08.00– 12.00

 

 

Пятница.

 

08.00–12.00

свернуть

Роль взрослых в развитии речи детей

В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
развернуть

Процесс овладения речью далеко не прост. Чтобы освоить его, ребенку нужно:

  1. Овладеть своим речедвигательным аппаратом. То есть «включить» те мышцы, которые участвуют в процессе говорения и научиться управлять ими. Вначале эти мышцы непослушны, и ребенку очень сложно начать произносить звуки родного языка. С возрастом он начинает говорить все чище и свободнее.
  2. Развить фонематический слух. Научиться из сплошного потока речи окружающих выделять отдельные слова и части слов. Учитывая то, что речь окружающих далеко не всегда бывает четкой и правильной, для ребенка это далеко не тривиально.
  3. Научиться понимать речь взрослых, накопить пассивный словарь. То есть «выучить» значение множества слов языка.
  4. Захотеть общаться с взрослыми. Любое обучение невозможно без мотивации. Часто дети, которым по каким-то причинам общаться не так уж нужно или не интересно, позже начинают говорить. (Например: мама или бабушка и так все понимают, готовы предугадать любую потребность ребенка. Тогда говорить самостоятельно ему, в общем-то, нет необходимости. Если ребенок очень замкнут, ему может быть просто не так уж интересно общаться с окружающими. Тревожный ребенок может молчать от страха, неуверенности, или в незнакомой обстановке.)
  5. Развивать активную речь. То есть, собственно, набраться мужества и начать говорить, а потом тренировать эту свою новую способность, продолжая разговаривать
  6. Работать над мелкой моторикой. Это важно, так как учеными давно уже было установлено, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон мозга, а также положительно воздействуют на всю кору головного мозга ребенка.
  7. Освоить правильное речевое дыхание.

 

С чего же начать развитие речи ребёнка?


Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — «важнейшее средство человеческого общения». Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. Соблюдайте несколько простых правил в общении с ребёнком,  и процесс  овладения речью значительно ускорится и качественно улучшится.

Правило первое:  Не угадывайте мысли ребенка. Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Коська». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.

Правило второе:  Разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте С ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.

Правило третье:   Учите ребенка говорить предложениями. Сначала ребёнок осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, и везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш ребёнок. Например, если на Вашем пути встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так: «Ой, Андрюша, посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам Ваше чадо. «А какое это дерево?», – Спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает затруднения, объясните, что дерево нужно для красоты (чтобы было где жить птичкам, белочкам…, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева…).

Правило четвертое:  Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.

 Правило пятое:  Описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание на это облако, расскажите, что облако – белое, похоже на верблюда, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите ребёнка рассказать о нем. Таким образом, Вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение.

Правило шестое, и последнее:  Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните, Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, все что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.

свернуть